evgeniy_efremov (evgeniy_efremov) wrote,
evgeniy_efremov
evgeniy_efremov

Category:

Фон Мекк: Чайковского почти не будет



В день день Николая Летнего в 1929 году после 17 обысков и арестов, многих месяцев на Лубянке, был расстрелян Николай...
Николай Карлович фон Мекк - сын железнодорожного первопроходца Карла Федоровича фон Мекка и Надежды Филаретовны фон Мекк - известной меценатки Чайковского, Дебюсси, Н.Рубинштейна, Пахульских, Венявского и др.
Николай Карлович - "Энергичный и вечно деятельный" - так его описывали современники. Основной преемник железнодорожного дела отца. Прошел путь от кочегара, машиниста, причем не на "своей" дороге, кассира, смотрителя, ревизора и т.д., до председателя Правления МКзЖД, коим был избран 1 мая 1892 года и оставался им до национализации дороги в 1918 году. МКзЖД стала при нем истинно лидирующей частной дорогой с дивидендами до 32% годовых, с увеличением длины путей в 13 раз, со строительством своих заводов, элеваторов, жилья, больниц, школ для работников. Крупнейшая частная компания России - в 1913 году капитал 215 млн. с доходностью 15%. Называлась Московско-Казанской, но была достроена до Екатеринбурга и соединила Нижний Новгород, Ульяновск, Пензу... Украсил Москву Казанским вокзалом, на который привлек Щусева, Кустодиева, Билибина, Рериха, Лансере, Серебрякову и др . Еще до революции разрабатывал план Московского метрополитена, причем не только пассажирского, но и грузового. Будучи юристом по образованию сам разрабатывал паровозы, а в военные годы бронеавтомобили для железных дорог. Начал строить город-сад для служащих Московско-Казанской дороги на 10.000 чел.(!!) (ныне Жуковский). В Великую войну был назначен уполномоченным министерства Земледелия по снабжению армии продовольствием - неоднократно благодарственно упоминался в письмах Императрицы Александры Федоровны к Императору Николаю Александровичу.
Кроме железных дорог был известен в автомобилизме -- первый председатель первого в стране Московского автоклуба, командор четырех Императорских автопробегов. В воздухоплавании - организатор первого перелета СПб - Москва, заместитель Председателя Московского общества воздухоплавания, коннозаводчик рысистых лошадей и тяжеловозов, хозяин коннозаводов, выращивал клубнику, абрикосы и персики в Подмосковье. да такие, что их покупал Елисеевский гастроном! Призер сельскохозяйственных выставок, крупнейший коллекционер живописи, руководил складами ЕИВВК Елизаветы Федоровны, которая охарактеризовала его как "честнейшего слугу царю и отечеству", более 20 лет был ближайшим ее помощником в благотворительной деятельности. Был вхож к Императрице. Планировал построить "Тучерез" - самое высокое здание в Москве напротив дома генерал-губернатора. Владел десятками зданий в Москве, привносил новые техологии, например первые ассенизаторские машины в Москве ввел в эксплуатацию он. Жил скромно, снимал квартиру более 10 лет, потом купил старый особняк постройки еще до 1812 года, ремонтировал 2-3 года...
Оба сына офицеры погибли. Младший Аттал - в Брусиловском прорыве, старший Марк - в гражданской.
После революции не уехал, остался помогать стране развивать транспортную систему, репрессирован, расстрелян, тело не выдано, похороны запретили...
За две недели до расстрела сказал навестившей в тюрьме его дочери: ДОЧЕНЬКА, ТОЛЬКО НЕ НАДО ЗА ВСЕ ЭТО НЕНАВИДЕТЬ СВОЮ СТРАНУ.
*
Один из портретов Николая Карловича фон Мекка кисти Б. Кустодиева, 1913
подробнее: www.von-meck.info/6
или fb.com/vonmeckinfo
Вышла книга его дочери Галины фон Мекк Как я их помню, в которой много ещё чего удивительного можно прочитать.
Я дал этот текст в неё как предисловие, но думаю не обойдусь без написания отдельной биографической книги про Николая Карловича, так как нашёл ещё огромное количество ценного редкого материала. Как думаете?
http://von-meck.info/kak-ya-ikh-pomnyu
Tags: Старая Россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments